В разных культурах и на протяжении всей истории развития человеческого социума танец был неотъемлемой частью ритуалов, проведения досуга, обыденного поведения в семейной жизни. Он отражает исторические, социальные и культурные особенности разных народов и эпох, сохраняя и передавая традиции, а также нематериальные ценности из поколения в поколение. В разных народностях это действие имеет свою уникальную форму и стиль, отражая местные обычаи, верования и исторические события. Такая форма живого искусства постоянно развивается и меняется под влиянием современных тенденций и технологий. Танцующие фигуры, изображённые на наскальных рисунках, появились более 10 000 лет назад. Учёные утверждают, что танцевальные ритмичные движения – это сугубо человеческое поведение, так как у других видов живой природы похожие движения, которые иногда называют «танцем», отличаются от человеческого танца (как по форме, так и по функции). Человеческий танец уникален тем, что он часто включает синхронизацию с музыкой, которая отсутствует у большинства видов. Но это весьма спорное утверждение, особенно если вспомнить неоднократные случаи поведения крупных попугаев – хотя этот аспект не относится к сути данной статьи.
Исторически танцы были важным элементом обрядов, ритуалов, фестивалей и церемоний разных племён и общин, средством выражения идентичности и индивидуальности. Они выполняли функцию социализации и укрепляли социальные связи внутри общества. Через него люди могут выражать свои эмоции, мысли и идеи. Различные танцевальные стили, которые развились в разных регионах, отражают местные традиции, религиозные практики и социокультурную специфику, вплоть до типичной черты воинских ритуалов и боевых искусств, отражая силу и духовные ценности народа. Универсальность человеческого танца, возможно, обусловлена его способностью передавать культурные знания, укреплять социальные связи и координировать эмоции.
Стремление человека танцевать появляется на ранних этапах развития – многие младенцы танцуют в возрасте, который обычно предшествует первым шагам и почти наверняка предшествует первым словам. Танец также имеет важные социальные и эмоциональные последствия. Синхронизация с другими – обычная черта группового танца, поощряющая просоциальность даже среди очень маленьких участников группы малышей. Хотя младенцы могут начать испытывать синхронность, уже тогда, когда их качают или носят на руках, но просоциальные эффекты уже очевидны.
По мере того, как контроль детей над своими движениями улучшается, они получают инструмент для формирования и участия в своей социальной среде. Эта универсальность и раннее развитие, а также тесная связь с социально-эмоциональным и слухо-моторным развитием побудили недавний всплеск исследований развития танца. Учёные предполагают, что движения под музыку являются полезной зависимой мерой в наборе инструментов развития для невербальных выявлений и передачи знаний, предпочтений, способностей в группах населения.
Первоочередная задача — определить, что же вообще считается «танцем». Хотя эта разновидность двигательной активности распространена во всех человеческих обществах, но определение и выражение их, как «танец» формируются культурой. Как минимум, этот термин включает в себя понятие комплекса движении, которое не относится к другой двигательной цели – они часто ритмичны и согласованы с внешним стимулом, таким как музыка, барабанные ритмы или движения других танцоров. Однако, хотя ритмичность и синхронизация являются общими чертами, ни то, ни другое не является обязательным — гости, танцующие на свадьбе, различаются по точности синхронизации, но все при этом танцуют. Аналогичным образом, такое поведение, как гребля, которая включает в себя ритмичные, синхронизированные движения, не будет считаться танцем, потому что движения служат не танцевальной цели (а движению лодки).
Наряду с танцем как целостной концепцией, многие перцептивные и двигательные способности у молодых людей способствуют танцу, включая, помимо прочего, восприятие ритма, ритмические движения, сенсомоторную синхронизацию, мелкую и крупную моторику, обучение последовательностям и выразительность. Различные нейрокогнитивные способности и двигательные навыки неосознанно способствуют детскому танцу – именно поэтому часто можно наблюдать, как ребёнок вдруг непроизвольно начинает танцевать, даже иногда без музыки. Такое поведение не является отклонением – оно нормально и выражает детскую потребность танцевать «здесь и сейчас». У взрослых тоже бывают такие порывы, но отпечаток предубеждений осуждающего общества (наследие многовековых религиозных ограничений) их зачастую останавливает.
Интересный факт – восприятие и отслеживание слуховых ритмов можно измерить нейронно даже у недоношенных новорождённых. Младенцы начинают двигаться более ритмично под музыку, чем просто так, уже в возрасте 2 месяцев, некоторые к 6 месяцам и почти всегда до своего первого дня рождения. Первые «Танцевальные па» во младенчестве часто включают в себя только хлопанье руками и покачивание туловищем. Но уже в раннем детстве появляются прыжки и вращения, а сложные движения, объединяющие скоординированные движения несколько частей тела – в более позднем детстве. Ранние музыкальные движения часто не синхронизированы с ритмом, но малыши демонстрируют гибкость темпа, двигаясь быстрее под более быструю музыку. Способность синхронизировать движения с различными темпами расширяется в раннем детстве, при этом последовательная синхронизация в простых парадигмах постукивания становится очевидной к 6 годам, с усовершенствованием в подростковом возрасте.
Эта затянутая временная шкала может отражать перцептивно-моторную интеграцию, гибко настраивающуюся на растущее тело. Меньше известно о том, как синхронизация развивается в танце всего тела, но новые методологии, использующие человеческое кодирование и машинное обучение с использованием нейросетей и быстродействующих серверов, начинают углублённо и подробно изучать этот вопрос. Исследования младенческого и детского познания, для вывода о ментальных процессах, в значительной степени опираются на использование наблюдаемого поведения. Учёные долгое время использовали взгляд младенца в качестве заместителя для таких процессов, как внимание, и далёкого заместителя для сложных ментальных процессов (знание, память и различение). Скорость сосания, мимические проявления аффекта и поведение приближения также могут раскрывать процессы развития. Учёные, изучающие развитие, часто полагаются на такое наблюдаемое поведение у молодых участников, которые не могут отвечать вербально или следовать инструкциям. Однако даже для более старших исследуемых групп (подростки и взрослые), поведение даёт представление о неявном знании или знании, которое трудно выразить словами. И оказывается, что танец – как раз одно из таких полезных видов поведения.
Младенцы и дети демонстрируют чувствительность к темпу, подстраивая танцевальные движения под темп музыкальных стимулов. Например, ритмические стимулы (такие как музыка), которые имеют регулярный базовый пульс, часто вызывают более ритмичные движения у младенцев, чем менее ритмичные стимулы (такие как речь). Поэтому неудивительно, что танец может раскрыть более полно информацию о слуховом и ритмическом восприятии. Дети танцуют больше и с более точно рассчитанными по времени движениями под «ритмичную» музыку, которую взрослые считают идеально подходящей для групповых танцев. Такая ритмичная музыка задействует двигательную систему для устранения неопределённости прогноза в ответ на умеренно сложные стимулы, такие как ритмическая синкопация. Дети, как и взрослые, больше танцуют, слушая синкопированные ритмы. Танец даёт возможность исследовать чувствительность ребёнка к темпу, груву, ритмичности и синкопам, а также открывает возможности для изучения других музыкальных и акустических особенностей, таких как восприятие им метрической структуры (сильных и слабых ритмов).
Примечательно, что ритмические движения детей потенциально выявляют знание песен раньше, чем их зрительное внимание. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что набор поведенческих реакций, которые могут возникать у маленьких детей на определённую музыку (например, визуальное внимание, движение или даже выражение положительного аффекта), может отражать качественные различия вовлеченности в музыкальные наклонности. Танец может стать для родителей информативно-зависимой переменной склонности к занятиям музыкой или танцам, дополняя интерпретацию традиционных показателей. Тем не менее, такие наблюдения и выводы, в любом случае, надо делать, опираясь на дополнительные данные наблюдения и мнения детского психолога, так как чрезмерная тяга к исполнению танцевальных движений возможно, может возникнуть у ребёнка, например, как побочный продукт биологического и неврологического созревания из поведенческого подкрепления или из социального подражания.
Понравилась ли вам статья?